And then came Zuckerberg

Venya Liberty News


Илья Левков, Нью-Йорк

Человеческие ценности и понятия создаются и накапливаются столетиями. Они составляют так называемую философию жизни и поэтому являются столпами нашего восприятия и поведения. Но вот пришли новейшие технологии и разрушили один из таких столпов. Даже не сами технологии и не апостол, а мальчик по имени Марк…

Когда-то мы уверенно лценивали людей по старому проверенному правилу: скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты. Но пришел Цукерберг (на снимке), придумал фэйсбук, и все перевернулось: сейчас у нас появились тысячи “друзей”, о которых мы мало знаем, если знаем вообще что-нибудь…

Поэтому спешу предложить вместо лакмусовой бумажки новую «шкалу Левкова» под названием «Кто же я?». Другими словами, «Дайте мне прочитать список покаяний в грехах ваших, и я скажу, кто вы!».

Zuckerberg in Moscow fullНет, здесь не пойдет разговор о религии, но мы действительно затронем тему морали вообще, и в частности, более детально поговорим об особой светско-религиозной морали американских либеральных евреев.

Спор о политической сущности американских евреев очень глубок, ему посвящены обширные исследовательские труды и множество книг. Одна из последних принадлежит одному из ведущих интеллектуалов Америки Норману Подгорецу. Называется она “Почему американские евреи либеральны”. В ней Подгорец, что называется, берет быка за рога: истоки этого явления он находит в уникальной адаптации евреев в открытом американском обществе. Самая характерная черта политического поведения евреев — это то, что, голосуя в массе (около 80 процентов) за кандидатов Демократической партии, они голосуют против содержимого своих бумажников, т. е. вопреки своим прямым интересам. Ни одна другая этническая группа Америки не может быть охарактеризована подобным образом.

Но поскольку в моей последней колонке я призывал вас хранить мораль в своем политическом планшете, какой бы он ни был, ограничим наше внимание на специфическом документальном примере подобной ситуации. Самым ярким и неоспоримым документом подобного рода является дополнение к перечню молитв о прощении грехов наших, вставленная во многие молитвенники для Йом Кипур в самых либеральных синагогах Америки, а именно – в синагогах реформистского движения. Этот аддендум — список грехов, которые мы просим простить, в своей структуре параллелен традиционному перечню, и он делится на четыре части:

1. Что мы сотворили?
2. Чего мы не сделали?
3. О чем мы мыслили?
4. Над чем мы не размышляли?

Эти вопросы и ответы на них — длинный и исчерпывающий список, практически покрывающий все аспекты нашей жизни.

Но реформисты решили, что этого недостаточно и поэтому предлагают просить прощения за дополнительные грехи. Их список вряд ли требует объяснения и интерпретации, но он являет собой, как никакой другой документ, политический портрет американских либеральных евреев.

Мы грешили против Тебя и против друг друга:
– когда недостаточно боролись за мир;
– когда предоставляли свободный доступ к оружию;
– когда игнорировали проблемы бедных;
– когда соревновались в демонстрации своего богатства;
– когда закрыли наши сердца и наши районы для представителей других рас;
– когда приучали наших детей пренебрегать своими позициями;
– когда проявляли толерантность к существованию трущоб;
– когда не уважали дыхание Божье в каждом человеке;
– когда были конформистами;
– когда молчали при проявлении зла;
– когда не бросали вызов злу среди нас;
– когда вели себя как сексисты;
– когда были гомофобами.
Ве аль кулям, Элоха слихот, слах ляну, мхаль ляну, капер ляну…

Следущая группа грехов более “профессиональна”…
Мы грешим против Тебя, когда мы грешим против себя и других.
За наше нарушение справедливости и правды мы просим прощения для себя и для всего мира.
. – За то, что мы создавали фальшивую и олживую рекламу;
– за то, что держали бедных в цепях нищеты;
– за то, что мы не соблюдали общественную справедливость по отношению к рабочим;
– за то, что мы допускали расовую ненависть и предвзятость; – за то, что мы не признавали, что в нас есть расизм;
– за то, что использовали насилие для сохранения нашей власти;
– за то, что использовали насилие для осуществления перемен;
– за то, что считали, что цель оправдывает средства;
– за то, что угрожали выживанию жизни на планете;
– за то, что призывали к войне и агрессии;
– за то, что умиротворяли агрессоров;
– за то, что участвовали в создании оружия массового поражения;
– за то, что исполняли преступные приказы;
– за то, что творили этнические чистки;
– за то, что не имели гражданской смелости;
– за то, что молчали и оставались индифферентны.
Ве аль кулям, Элоха слихот, слах ляну, мхаль ляну, капер ляну…

Мы грешим против Тебя, когда мы грешим против себя и других.
За наше попрание любви мы просим прощения.

– За то, что мы использовали людей как ступени для нашего продвижения;
– за то, что мы смешивали любовь со страстью;
– за то, что мы препятствовали любви, чтобы контролировать тех, кого мы якобы любим;
– за то, что мы прячемся от других за щитом недоверия;
– за то, что мы проявляли высокомерие к слабым;
– за то, что мы относились со снисхождением к тем, кого считаем ниже себя;
– за то, что мы обходили тех, чей возраст смущал нас;
– за то, что мы получали временное наслаждение от нанесения постоянной боли;
– за цинизм, который выедает нашу веру в любовь;
– за неуважение образа Бога в каждом человеке;
– за то, что мы мчались творить насилие, но плелись, чтобы создать мир.
Ве аль кулям, Элоха слихот, слах ляну, мхаль ляну, капер ляну…

Мы грешим против Тебя, когда мы грешим против себя и других.
За наш вклад в провал правды мы просим прощения.

– За то, что изображали эмоции, которых не чувствовали;
– за то, что использовали грехи других для оправдания своих собственных;
– за то, что отрицали свою ответственность за наши невзгоды;
– за то, что отказывались принять свою долю в затруднениях других;
– за то, что обвиняли своих детей в грехах, которые дозволяли себе;
– за то, что обвиняли своих родителей в грехах, которые дозволяли себе;
– за то, что высказывали осуждение, не зная фактов;
– за то, что помнили цену вещам, но забывали их ценность;
– за то, что обучали своих детей всему, кроме сущности жизни;
– за то, что мы обожаем свое эго больше, чем правду;
– за неуважение образа Бога в каждом человеке;
– за то, что торопились творить насилие, но оттягивали возможность творить мир.
Ве аль кулям, Элоха слихот, слах ляну, мхаль ляну, капер ляну…

Эти покаянные просьбы и составляют психолого-политическое ядро либеральных евреев Америки. Конечно, к этому прибавляются такие традиционные элементы, как открытие дверей Демпартии перед новыми иммигрантами, поддержка профсоюзов и предоставление социальных услуг. Так, например, предоставление мобильного телефона малоимущим всего за 5 долларов в месяц, получившего название “Обамафон”…

Через эти и подобные фильтры воспринимается предвыборная политическая информация, включая вчерашние дебаты между президентом Обамой и Миттом Ромни. Будем следить и помнить наши заветы и обещания, данные в Йом Кипур – с надеждой, что не придется вновь каяться за старое.


Previous PostNext Post